Многие слышали про знаменитый токийский автосалон, который проводится в выставочном центре Макухари Мессе, что близ Токио в префектуре Чиба. Вот именно в этом выставочном центре в период с 6 по 10 октября 2009 года прошла выставка CEATEC (Cutting-Edge IT & Electronics Comprehensive Exhibition). Все ведущие японские компании, работающие в области электроники, представляли свои последние разработки, находящиеся действительно на острие прогресса.

Выставка получилась очень представительной и многоплановой, мы же остановимся на наиболее характерных тенденциях развития отрасли.

Первое, что следует отметить, это весьма внушительное представление на своих стендах всеми ведущими компаниями технологии Full HD 3D видео. Можно даже сказать, что эта часть стендов была основной и именно она вызывала повышенный интерес посетителей. Так, в просмотровые залы на десятиминутные сеансы с 3D видео выстраивались приличные очереди.

Компания SONY демонстрировала трехмерное видео на специальной модели телевизора BRAVIA, а Panasonic на VIERA. Источником контента служил адаптированный Blu-Ray проигрыватель. Зрителям предлагались трейлеры художественных фильмов, фрагменты спортивных программ и игр, выполненных в формате Full HD 3D.

Сходство с обычным трехмерным видео телевизионного формата только в использовании специальных очков, которые по виду напоминают обычные солнцезащитные. В остальном же, отличия просто разительны. Потрясающая реалистичность и объемность изображения! Пропал тот докучливый цветной ореол на контрастных деталях, который превращал фигуры и объекты в плоские картонные вырезки. Зрителям при просмотре казалось, что они перенеслись в иную реальность, крики восторга и возгласы восхищения были непременным атрибутами сеансов.

Как же достигается такая четкость и объемность изображения? Известно, что для получения объемной картины глаз должен воспринять объект немного под разными углами. Ранее, на обычных TV, при воспроизведении с трехмерных DVD, для этого применялась чересстрочная развертка – один кадр из четных строк для одного глаза, затем другой кадр из нечетных строк для другого.

Несложно догадаться, что результирующее вертикальное разрешение падало в два раза (кадры то разные). Естественно, для Full HD 3D это неприемлемо, ведь разрешение упадет по вертикали до 540 точек! Возник вопрос – а как воспроизвести стереопары кадров так, чтобы снижение разрешения пришлось и на вертикаль и на горизонталь, но при этом было бы почти незаметным? Решение было найдено в своеобразном «шахматном» подходе.

http://i172.photobucket.com/albums/w7/4alexf/Sound%20Design/1sposob.jpg

http://i172.photobucket.com/albums/w7/4alexf/Sound%20Design/2sposob.jpg

Результат эксперимента превзошел все ожидания! Глаз практически не отмечал снижения разрешения. Вот только стандартная частота смены кадров оказалась маленькой, мерцание портило все впечатление. Ведь при частоте отображения в 50 Гц на каждый кадр стереопары придется только 25 Гц, поэтому ее увеличили до 60 Гц на каждый кадр, итого – 120 Гц. Речь идет о реальной частоте, а не об искусственном удвоении кадров 50-герцовой развертки для получения частоты отображения в 100 Гц. И картинка заиграла, эффект объемности и четкости изображения просто потрясал. Объекты переднего плана невольно хотелось потрогать руками. Настолько они были реалистичны.

Смотря на титры в трейлере одного из фильмов, несложно было родиться мысли о создании презентаций в 3D виде, когда объемным текстом и трехмерными диаграммами можно наполнять всё пространство конференц-зала. Какие возможности для дизайнеров презентаций и продвижения продуктов и услуг! Несомненно, что рынок рекламы ждет взрыв и заманчивые горизонты благодаря технологиям Full HD 3D. А возможно наступает принципиально новый поворот в эре телевидения – пришествие объемного телевидения.

Для объемного видео необходим соответствующий контент – объемные фильмы, ТВ-трансляции, игры. Конечно, уже существует аппаратура, позволяющая делать 3D кино, которое мы можем смотреть в специализированных кинотеатрах. Однако репортажных 3D видеокамер не было, а с появлением Full HD 3D телевизоров дома, возникнет спрос на бытовые объемные камеры.

И выставка CEATEC не разочаровала посетителей в этом плане. На стенде Panasonic демонстрировалась 3D видеокамера с двумя объективами, позволяющая вести Full HD съемку на две матрицы. Носителем информации является карта памяти P2. Габаритные размеры устройства хоть и прилично превышают размеры современных ультракомпактных камер, но вполне позволяют использовать ее для домашнего применения. Именно для бытовых целей и позиционирует Panasonic эту камеру. А если принять во внимание, что первые Full HD 3D телевизоры выйдут на рынок в 2010 году, то наверняка и 3D бытовые камеры будут весьма востребованы.

Фирма SONY представила совсем иную концепцию трехмерной камеры. Внешне, она почти не отличается от современных 2D камер, используется один объектив, но внутри спрятана система зеркал, которая выдает картинку на две отдельные матрицы, а они формируют двухканальный поток Full HD 3D видео. Применение одного объектива упрощает задачу обеспечения правильного параллакса и одинаковой резкости на правом и левом кадрах, а это позволило обеспечить высокую частоту съемки видео в 240 Гц! Зачем нужна такая высокая частота? Если применить цифровые характеристики к человеку, то именно с этой частотой и видит человеческий глаз, утверждают специалисты SONY. Изображение, воспроизводимое с такой частотой, наиболее приближено к реальному зрению. Компания позиционирует камеру для профессионального использования, причем она легко переключается в обычный режим 2D.

http://i172.photobucket.com/albums/w7/4alexf/Sound%20Design/Panasonic3D.jpg

Итак, ведущие японские производители электроники, отвели на своих стендах центральное место для систем трехмерного Full HD видео. Это говорит о том, что технологические трудности реализации домашнего 3D видео с разрешением 1080 точек преодолены и нас вскоре ожидает погружение в потрясающий мир объемного видео на любимом диване.

Как бы не было заманчиво трехмерное видео, это технология будущего, а что же сейчас? Японские гранды электроники и тут не подкачали. На стендах компаний представлены телевизоры и источники контента, которые становятся все интеллектуальней и совершенней.

Встроенная поддержка технологии IPTV (Internet Protocol Television) позволяет значительно расширить возможности телевизора, это не только видео по запросу, но и интерактивное телевидение, видеотелефон в высоком качестве, online игры, информационные порталы, просто Интернет-серфинг и многое другое. С развитием широкополосного доступа в Интернет, будет появляться все больше IPTV-серверов, и не только в крупных городах, а это новые, широчайшие возможности телевидения.

Стандартизация внешних подключений телевизора это хорошо, однако его интеграция в домашнюю сеть тоже важна. И здесь отрадно отметить, что в бытовой аппаратуре всех производителей появилась поддержка протокола DLNA (Digital Living Network Alliance), который позволяет удобно и просто строить домашнюю локальную сеть для обмена мультимедийным контентом.

Компания SONY продемонстрировала телевизоры, которые не нуждаются в коммутационных шнурах и позволяют осуществлять прием Full HD видео и многоканального аудио без проводов. Panasonic представил домашний Blu-Ray рекордер, а также телевизор с технологией контроля IPTV. Специальное меню позволяет настроить уровень показа контента для автоматического удаления нежелательные сцен фильма, если вы смотрите его, например, вместе с детьми.

Выставка CEATEC JAPAN 2009 продемонстрировала выдающиеся достижения японской электроники и в одной статье невозможно рассказать о многообразии экспонатов. Тут и гибкие OLED-экраны и новые, более совершенные LCD и плазменные телевизоры, масса портативных устройств и средств подготовки и передачи мультимедийного контента. Но еще одной общей тенденцией является то, что все компании отвели значительную часть своих стендов экологически чистым и энергосберегающим технологиям. Япония маленькая страна, отрезанная от континента, и эти вопросы для них являются животрепещущими. А, учитывая то, что продукция японских производителей электроники очень востребована и распространена по всему миру, нужно отдать должное японским ученым и инженерам за ответственный и заботливый подход к сбережению чистоты и красоты нашей планеты.

Автор - Геннадий Селин
Источник: wwwhifinews.ru