Назови мне свое имя: Кастинг боевика.
Для Гилроя было невероятно важно найти идеально подходящих актеров, которые смогли бы привнести жизнь в написанный сценарий. «Все остальное можно в какой-то степени поменять, подправить или подстроить, – рассказал он. – Актерская игра – это магия. Я понял это еще давно».
Для исполнения роли Аарона Кросс создатели пригласили номинанта на премию «Оскар» Джереми Реннера, актера, который одинаково комфортно себя чувствует и в драме, и в боевиках. «Причина того, что Джереми – такой прекрасный актер в том, что он очень сложный человек сам по себе, – подчеркнул Гилрой. – Он милый, но при этом жесткий, и он постоянно позволяет себе основывать роли на этом». Режиссер рассказал, что уже давно является поклонником творчества Реннера: «Фильм «Повелитель бури» я смотрел раз восемнадцать. В каждой сцене он на молекулярном уровне связывается с тем, что происходит в сцене. Эта его неразделимость с игрой, четкое понимание происходящего и удивительная, сумасшедшая понятливость сделали Джереми прекрасным братом для Борна».
Все сомнения в том, что Реннер сможет превратиться в звезду боевика, были развеяны. На самом деле, режиссер даже называет своего главного актера «атлетом от кино». Гилрой рассказал: «Джереми пришел, уже много чего умея. Когда его впервые позвали на площадку, впечатления были следующими: «Боже мой! Вот это да! Он может делать это, и это…и это…а еще вот это! Нам даже не нужен дублер!» Джереми был так хорош, что иногда нервничала страховая компания».
«Джереми – невероятно яркий и сообразительный актер, – добавил Смит. – Играя, он как будто сходит с экрана, вцепляется в горло и тащит за собой в увлекательное путешествие».
После номинаций на премию «Оскар» за фильмы «Повелитель бури» и «Город воров», Реннер отметился ролью в блокбастере «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», а летом подкрепил амплуа актера жанра «экшн» в окружении феноменальной команды в хите этого лета фильме «Мстители». Он говорит, что стал фанатом фильмов о Борне, а в особенности его поразила актерская игра. «То, что сделал Мэтт Дэймон, то, что делали предыдущие режиссеры, – было невероятно здорово. Для любителей этой франшизы я хочу отметить, что не собираюсь заменить Мэтта, этого бы я никогда не хотел. Было бы просто неинтересно взять и сыграть того же персонажа. Мэтт всегда был лицом Джейсона Борна и навсегда им останется. Мне понравился сценарий, потому что придуман интересный способ продолжить историю, с почтением относясь к тому, что было раньше».
Актер дополняет основополагающую идею Гилроя, что несмотря на то, что Кросс существует в мире, параллельном миру Борна, он о нем ничего не знает. Реннер вспоминает: «Эти двое не знакомы, поэтому это дает абсолютно новый виток объяснения, почему эти супершпионы такие, как они есть. Надеюсь, мне удастся показать эту историю под новой призмой».
Реннер рассказал, что «Эволюция Борна» сохраняет реалистичность предыдущих фильмов. «История не крутиться вокруг компьютерной графики или постоянных нереальных взрывов, – рассказал он, – история остается настоящей. Для мен было важным найти человеческие качества в персонаже». Он позже увидел, что создатели заинтересованы в тех же вещах. «Важно то, что во все, что вы видите в фильме, можно поверить. Неважно, какие вы видите трюки, или какая царит обстановка, все основано на реальности, правде и возможностях науки. Как актеру, мне было легко поймать нужный настрой».
В отличие от Борна Кросс хорошо знает, кто он и откуда он появился: он – солдат, раненный на Ближнем Востоке несколько лет назад. Как только ему удается покинуть Юкон, он возвращается в Штаты, чтобы выйти на контакт с кем-то из «Ауткам», и единственный человек, который может ему помочь выжить – доктор Марта Ширинг.
Кроули рассказал о моменте, который смущал всю команду с самого первого фильма: одной из самых больших трудностей было понять, что делать с героем-женщиной. С интенсивным ритмом развития событий в фильме было трудно найти возможность построить отношения, тем более связь с Джейсоном Борном практически любого обрекала на смерть. И так как перед нами было новое начало, мы смогли ввести в историю женщину так, чтобы это не казалось натяжкой.
Для исполнения роли Марты нужна была не просто талантливая актриса, этот человек должен согласиться принять определенные требования, которые есть у этой роли. Гилрой объяснил: «Марта – квалифицированный медицинский исследователь, в личной жизни которой творится абсолютный хаос. В своей работе на «Ауткам» она игнорировала довольно серьезные этические противоречия, и когда все вдруг разрушилось, она вынуждена отправиться в невероятно жесткое приключение, причем ни один из моих персонажей раньше не сталкивался с подобным. В конце фильма она не просто выживает, она задает жару. Это очень ответственная роль».
К счастью для создателей картины, обладательница премии «Оскар» Рейчел Вайс, прославившаяся сильной игрой в таких картинах как «Преданный садовник», «Милые кости» и «Стукачка», с огромным интересом согласилась на такую роль, и результаты превзошли все ожидания. Гилрой вспоминает: «Планка правдоподобия в этой франшизе уже достаточно высоко задрана, но она дала нам даже больше, чем мы мечтали. Я знал, что она хороша, но я все равно был поражен тем, что она смогла привнести в фильм. Каждый день она превосходила мои ожидания».
Марта – трудоголик, глубоко увлеченный своими передовыми исследованиями в области биохимии в засекреченной лаборатории в Мэрилэнде. Вайс рассказала: «Она находится на пике возможностей и верит в то, что делает невероятный вклад в развитие науки своей страны. В то же время, она в глубине души понимает, что то, чем она занимается неоднозначно с этической точки зрения». Марта решает для себя игнорировать возможные последствия ее опытов над пациентами, это и заинтересовало актрису в этой роли. «Я бы намного меньше заинтересовалась ролью Марты, если бы она просто делала что-то хорошее и спасала мир. А то, что делает она – неоднозначно».
Обычная жизнь Марты переворачивается с ног на голову, она вдруг становится мишенью, когда программу «Ауткам» целиком закрывают, а ее решают «убрать» в рамках зачистки. Аарон – один из тех пациентов, которых она осматривала несколько раз за последние 4 года, но при этом она с ним не знакома. Он появляется как раз вовремя и спасает ей жизнь, после чего возникают их отношения, как абсолютная необходимость. «Марта сомневается, идти ли за ним, но у нее просто нет выбора, – объясняет Вайс. – Люди, которые представляют закон и порядок в ее стране, только что пытались ее убить. А ведь она – обычная женщина, которая по стечению обстоятельств хорошо разбирается в науке, но при этом совершенно ничего не знает о том, как ускользнуть от полиции всего мира».
Вайс очень понравились истории каждого из главных героев, которые придумали братья Гилрои. «У них у каждого своя сильная мотивация, – добавила Вайс, – у Марты и Аарона абсолютно разная предыстория, а в итоге по разным причинам они надеются друг на друга. Такой способ создавать историю захватывает».
Пока съемки проходили в Нью-Йорке и Юго-Восточной Азии, Вайс увидела, что у них с Реннером одинаковый подход к работе. «Мы абсолютно разные люди, у нас непохожие жизненные истории, но при этом мы работаем одинаково, – отметила актриса.- Джереми раскрепощенный, немного развязный и даже сумасшедший, при этом с ним очень здорово работать. Я наслаждалась каждой минутой совместной работы». В режиссере Вайс тоже увидела что-то бунтарское: «Тони пропитан духом рок-н-ролла, что-то вроде «Найдем беспредел и нужный порыв и поддадимся ему», что прекрасно для актерской игры. В нем прекрасно сочетаются режиссер и сценарист, я невероятно счастлива быть частью его команды».
Для роли отставного полковника Рика Бьера, беспокойного главы NRAG, организации, стоящей за секретной программой по подготовке агентов, которая началась с «Тредстоун», после чего среди прочих была «Блэкбрайар», а теперь «Ауткам» был выбран номинант на премию «Оскар» Эдвард Нортон. Когда над «Ауткам» нависает угроза рассекречивания, Бьер решает пока не стало слишком поздно, закрыть программу и двигаться дальше.
Фокс объяснила, как персонаж Бьера иллюстрирует особый подход Гилроя к разработке персонажей: «Тони изучает, как конкретные люди внутри огромной организации дают себе право на беспринципное поведение: Тильда Суинтон в фильме «Майкл Клейтон», Том Уилкинсон и Пол Джаматти в фильме «Ничего личного», а теперь и Эдвард Нортон в «Эволюции Борна». Это сильные антагонисты, потому что у каждого из них есть свои убеждения и уверенность в том, что на самом деле они творят на всеобщее благо. Классическое кинематографическое клише «личность против системы» доведено до более сложного, запутанного и реалистичного. Тони добавляет драматизма в мотивации каждого персонажа».
Гилрой рассказал еще более подробно, почему правильный подбор антигероя так важен: «Мы выбирали главного вдохновителя всей истории франшизы. Мы знали, что говорим зрителю, что вот парень, который уже 12 лет сидит и наблюдает, как ЦРУ совершает ошибку за ошибкой. Нам нужен был актер мирового класса, нам была нужна сила. Нам был нужен человек, с уровнем способностей, который заметен еще до начала сцены, при этом мне нужен был актер, который бы показал, что не весь мир в глазах Рика Бьера окрашен в черный цвет. Он верит, что он один из тех немногих людей, которые способны выдержать моральный груз необходимой для его положения секретности, чтобы его страна была в безопасности».
Нортон рассказал, чем его заинтересовал фильм, сюжет которого был построен вокруг разных подразделений государственной разведки: «Я считаю, что тематика всех фильмов Тони своевременна и разумна. Он изучает то, как корпорации проникают в нашу культуру и подвергают нас риску с разных сторон. Мне понравилось, что в этом фильме он изучал, как власть осуществляется в связке корпорации – государство… кто управляет кем».
Актеру пришлось по нраву, что Гилрой раскрасил своих персонажей в определенные этические оттенки. Несмотря на то, что Бьер одержим стиранием «Ауткам» с лица Земли, его внутренние мотивации абсолютно правильные. Нортон рассказал: «Все персонажи этого фильма раскрашены в оттенки серого. Тони не плел паутину из героев и злодеев. Каждый из них идет на какие-то компромиссы и ищет рациональные объяснения тому, что делает… мой персонаж в большей мере, но и персонаж Рейчел и даже Джереми. Он открывает, как система поглощает лучшие идеалы и побуждения людей. Мне нравится такая комплексность».
Маршал был впечатлен способностью Нортона сохранять баланс между преданным гражданином своей страны и хладнокровным убийцей, который воспринял раскрытие Борна как инфекцию, которую необходимо уничтожить. Продюсер рассказал: «Эдвард попал в цель. Он великолепный актер и ему прекрасно далась роль злодея в этой картине. Но Бьер не просто злодей. Он просто парень, который охотится за Аароном Кроссом. И несмотря, что такие персонажи уже были, Эдвард отличается особым упорством».
Для подбора актеров на роли подчиненных Бьера – ученых, сотрудников разведки и специалистов по ведению слежки, которые разыскивают Аарона и Марту, находясь в штабе в Вашингтоне, Гилрой обратился к театральному миру Нью-Йорка. «Тони – настоящий житель Нью-Йорка, – рассказал Кроули, – он хорошо знает и мир театра, и мир кино этого города. Было здорово выбирать из тех людей».
Обладательница премии «Тони» Донна Мерфи (Бродвейские постановки «Passion» и «The King and I») была выбрана на роль второго капитана, «монахини» Диты при «священнике» Бьере. «Она его ведомая, – объяснила Мерфи, – в прошлом работала в ЦРУ, прекрасный ученый. Главная ее профессиональная задача – чувствовать Бьера, и когда ему что-то понадобиться, она должна быть на три хода впереди».
Среди других актеров, которые вошли в команду Бьера, победитель премии «Оби» Майкл Чернус в роли Ингрэма и Кори Столл, совсем недавно номинированный на премию «Drama Desk» за внебродвейскую постановку «Intimate Apparel»и запомнившейся зрителю ролью Эрнеста Хемингуэя в фильме «Полночь в Париже». Здесь он сыграл Вендела.
Когда выясняется, что Марте и Аарону удалось скрыться, новость о том, что государственный подкомитет занимается изучением программы «Блэкбрайар», добавляет напряженности общей атмосфере кризиса, в которой оказались Бьер и его люди. Больше всех вероятность огласки программы беспокоит Терри Уорда, Главу компании, находящейся в плотной связке с «Ауткам». Роль Уорда исполнил театральный актер из Нью-Йорка Деннис Буцикарис, лауреат премии «Оби» за постановку «Sight Unseen». Буцикарис описывает отношения с Бьером как состязательные, причем Уорд в конечном счете побеждает. «Уорд хочет считать, что он выше Бьера, но это не правда. Он хочет быть лидером, не имея лидерских качеств», – рассказал актер.
По совету Гилроя Буцикарис постригся и сбрил свою коронную бороду, чтобы сыграть корпоративного служащего. «Мы разговаривали по телефону, и Тони сказал, что придется избавиться от волос и бороды, – вспомнил актер, – он хотел сделать моего персонажа максимально скользким типом».
По мере нарастания напряжения в командном пункте Уорд сталкивается с импозантным адмиралом Турсо в отставке. Военного начальника, который следит за программой «Ауткам», сыграл ветеран кинематографа Стейси Кич, который сам описал свой персонаж как «патриот, имеющий влияние». Турсо разговаривает со своей командой мудреным языком, присущим их работе. Кич вспоминает: « Тони – необычайно талантлив, он создает собственный язык повествования. У всей серии «Борна» есть такой особый язык: интеллигентный, человечный и очень личный. Хитрость таких диалогов заключается в том, что они написаны разговорным языком, и их просто нужно выпалить, не слишком драматизируя».
Кич признает, что сцены с Турсо, Бьером и командой NRAG были особенно занятными. «Во всех фильмах этой серии есть удивительный баланс между насыщенным действием, приключением, интригой и саспенсом. Есть две абсолютно разные среды: внешняя среда, где вы следите за Кроссом и его подвигами, а еще есть штаб и мир разведки. Зрителя эта комбинация будет постоянно держать в напряжении, он не сможет пошевелиться в своем кресле, потому что он будет наблюдать за людьми, за которыми наблюдают и ребята с экрана».
Завершает актерский состав новички франшизы Оскар Айзек и Луис Одзава Чангчьен. Айзек описал первые встречи агента «Ауткам» №3 словами «как в вестерне». Он рассказал: «Мой персонаж жил один в хижине на протяжении месяца, без какой-либо связи с внешним миром… только эти ребята периодически заглядывали». Когда Кросс приезжает к №3 на его отдаленную базу на несколько дней раньше, у №3 появляются подозрения, при этом Кросс, в свою очередь, не доверяет №3. «Они как собаки, которые принюхиваются друг к другу, ходя кругами, – рассказал Айзек. – Они не то чтобы рисуются друг перед другом, они правда не уверены. А это опасно».
Выясняется, что №3 – не единственный, о ком Кроссу (который проходит под №5) стоит беспокоиться. Бьер готов поспорить, что программа «Ауткам» – еще не конец. У него есть еще одна программа в разработке, под названием LARX.
Чангчьену в роли агента LARX под номером 3, оперативника, находящегося в Бангкоке, нужно было комфортно себя чувствовать на высоких скоростях и большой высоте. «Агенты LARX – это просто шпионы-десятиборцы,» – смеется Чангчьен, недавно снявшийся в фильме «Хищники». Чтобы подготовиться к роли, актеру пришлось из родного Нью-Йорка отправиться в Лос-Анжелес, где он несколько недель репетировал с режиссером второй группы Дэном Брэдли. За время этого тренинга он научился основам паркура – как нужно эффективно огибать препятствия на высокой скорости. Он практиковал прыжки с большой высоты и прошел интенсивный курс автомобильных трюков. Эти навыки ему пригодились в момент, когда его персонаж преследует Аарона и Марту по узким, переполненным людьми улочкам Манилы.
Фанаты так же оценят камео нескольких персонажей из предыдущих фильмов серии, среди которых Альберт Финни в роли доктора Альберта Хирша, Джоан Аллен в роли Пэм Лэнди, Дэвид Стрэтэйрн в роли Ноа Восена и Скотт Гленн в роли Эзры Креймера.