Зачем PayPal Нацбанку, бизнесу и пользователям, и как активисты планируют привести компанию в Украину
Эпопея с привлечением PayPal в Украину длится немногим больше года. Все началось с того, что в прошлом марте активист и ныне основатель львовского «Креативного квартала» Илья Кенигштейн написал письмо европейскому директору PayPal. На вопрос, почему PayPal нет в Украине, он получил ответ, который и по сей день звучит от компании: «Мы на данный момент не рассматриваем Украину, как рынок для расширения функциональности PayPal». Менеджмент компании убежден, что PayPal и так работает в Украине, как и в 97 странах, но только на отправку.
В итоге была сформирована рабочая группа, которая подталкивала НБУ к необходимым изменениям в регулировании финсектора и вела переговоры с американской компанией. За год произошло несколько подвижек в этом вопросе, включая встречу активистов и НБУ с европейским менеджментом PayPal, но к видимому изменению позиции корпорации это не привело. В связи с этим, активисты решили изменить тактику и вести переговоры с американской компанией на их земле и в публичной плоскости. Детали новой тактики Кенигштейн сообщил на дискуссионной панели о PayPal в рамках Ukrainian E-commerce Expert, где также приняли участие замглавы Нацбанка Владислав Рашкован, партнер Baker & McKenzie Игорь Олехов и активист Пылып Духлий.
Одна из основных проблем во взаимодействии с PayPal является то, что компания не дает четкого понимания, почему она не работает в Украине. «У нас простой вопрос. Если PayPal заходит в Украину, то когда? Если не заходит, то почему?» — говорит Кенигштейн. Недавно он получил письмо из главного офиса корпорации от директора по взаимодействию с госструктурами PayPal Ричарда Неша, говорившего от имени СЕО PayPal. «Он благодарит нашу инициативу, волонтеров, Национальный банк, но при этом все равно говорит, что на данном этапе никакого ответа они дать не могут», — рассказывает Илья.
Причин, которые, по мнению активистов, сдерживают компанию от работы в нашей стране, несколько. Первая — это неудачный опыт взаимодействия с прошлым руководством Нацбанка, которое направляло в компанию письма с претензиями о неправомерности работы PayPal в Украине. Помимо этого, в стране устаревшее законодательство и большой процент мошеннических операций с картами. Все это сформировало некое негативное восприятие Украины для американской компании. Помимо этого, в PayPal, вероятно, сомневаются в присутствии бизнес-кейса для работы в нашей стране.
Для решения последнего вопроса американской компании необходимо просчитать модель рынка. По словам замглавы НБУ Владислава Рашкована, у регулятора есть необходимые для этого данные. Рашкован говорил менеджерам PayPal о готовности их предоставить. «Я знаю, что они занимаются бизнес-кейсом Украины, но у нас они эти цифры не запросили», — рассказывает он.
Не PayPal, а интернет-платежи
Несмотря на то, что переубедить активисты пытаются именно PayPal, работа ведется не ради одной компании. «Под PayPal мы понимаем в принципе системы интернет-расчетов, которые в Украине должны развиваться. Я отстаиваю не компанию PayPal, а идею отрасли, в которой она является сильным лидером», — говорит Рашкован. По его словам, у украинского финансового регулятора есть пять причин бороться за полноценный запуск сервисов американской компании в стране.
1. Нацбанк проповедует идею cashless economy. Огромный процент операций в украинской экономике происходит в наличной форме и остается вне банковской системы. По словам Рашкована, у Нацбанка много инициатив, нацеленных на эту проблему, и PayPal одна из них. Его приход отлично вписывается в стратегию уменьшения количество наличных операций в сторону безналичных.
2. Развитие конкуренции. Ритейл-транзакции в банковском секторе достаточно монополизированы. «Есть большой банк, который имеет бОльшую часть как карточных операций, так и интернет-эквайринга и POS-операций», — намекает замглавы НБУ. В Украине нет никого, кто мог бы быть настолько близок к этому банку, чтобы оказать ему достаточную конкуренцию. Поэтому приход зарубежного игрока будет полезен и для банковского сектора и для потребителей.
3. Развитие малого и среднего бизнеса. Нужно, чтобы большое количество малых и средних бизнесов имели доступ к внешнему рынку. PayPal может дать толчок для этого, предоставив возможность принятие платежей из-за рубежа как людям, которые торгуют хендмейд на eBay и Etsy, так и программистам. Рашкован убежден, что в Украине есть большая проблема — стране нужен кто-то, кто вел бы вперед малый и средний бизнес и от его имени разговаривал. Именно этот рынок должен быть выгодным для развитие компаний типа PayPal в Украине.
4. Инновации. PayPal — инновационная компания, и НБУ хочет, чтобы финансовый сектор развивался в этом направлении. С этого представитель регулятора и начинал разговор с PayPal: «Вы работаете в большом количестве юрисдикций, знаете как это работает, помогите нам изменять наше достаточно старое, зарегулированное законодательство, как в платежных системах, так и в валютном регулировании».
5. Хочется чувствовать себя в нормальной стране, где не нужно думать, как PayPal завести в страну, а он в принципе там есть.
Кому это надо
В такой стране хочется жить, конечно, не только регулятору, но и предпринимателям, и простым потребителям. Рашкован также назвал пять основных категорий украинцев, которым полноценный запуск PayPal существенно упростит работу и жизнь.
1. IT-специалисты. Безусловно, они работают и в существующей реальности. Но они не должны для этого открывать счета в других странах и платить посредникам за прием и возможность обналичить платежи клиентов. «Вместо этого пусть работают и создают добавленную стоимость в том числе для страны и семьи», — говорит Рашкован.
2. Малый и средний бизнес, производящий товары на экспорт. Активисты убеждены, что важно, чтобы такие предприниматели не чувствовали себя преступниками или, как минимум людьми, которые уклоняются от налогооблажения при текущей работе с зарубежными клиентами.
3. Новые компании, которые хотят работать на зарубежные рынки. Глобальный рынок B2C e-commerce за прошлый год составил $ 1,7 трлн, объем продаж на eBay — $ 81,67 млрд, объем продаж на Etsy — $ 2,4 млрд. Это рынки, на которые PayPal может упростить выход украинским компаниям. «Нам необходимо дать им возможность, чтобы они начали что-то продавать заграницу», — говорит Рашкован.
4. Потребители в Украине. По словам замглавы НБУ, если предприниматели, работающие на зарубежные рынки будут искать «костыли» и платить 10% за обналичивание денег посредникам, то эти затраты потом просто перекладываются на украинских потребителей. «Это вопрос инфляционного таргетирования в Украине, но наша задача, чтобы цены в стране не росли за счет дополнительной комиссии, которая существует», — утверждает Рашкован.
5. Государство, которое от развития бизнеса в Украине должно получать часть налогов.
Еще одна неочевидная сторона, которая поддерживает выход PayPal в страну — это финансовый сектор. Несмотря на то, что американский сервис может показаться конкурентом для украинских банков или международных платежный систем, это не так.
«В Украине есть достаточно большой банк, у которого развиты платежные системы и карты. Большинство операций с PayPal должно выводиться на карты, поэтому для банков это позитивно. Для платежных систем это тоже позитив. Несмотря на то, что PayPal выглядит для них как конкурент, это комплиментарный сервис. Мы обсуждали это с Visa и MasterCard и они за то, чтобы PayPal приходил в Украину, потому что они понимают: чем больше будет операций через PayPal, тем больше будет выводиться на карточки, тем больше они будут зарабатывать на этом денег. Поэтому эти вещи связаны с конкуренцией для потребителей, но все услуги комплиментарны и для платежных систем, и для банков, и для интернет-систем — таких, как PayPal», — утверждает Рашкован.
Публичная политика
В заходе сервиса в Украину есть еще и политическая составляющая, уверен Кенигштейн. Это убеждение он иллюстрирует рассказом о том, как PayPal заявил о начале работы на еще недавно закрытой для американцев Кубе. Когда в марте Барак Обама впервые посетил Гавану, он захватил с собой несколько директоров крупных американских компаний, среди которых был и PayPal. Тогда Ден Шульман выступил после президента и заявил, что PayPal начнет работу на Кубе через принадлежащий компании сервис Xoom до конца 2016 года.
«И я понял, что PayPal в Украине — это политика. Есть несколько стран в мире, в которых ситуация с законодательством хуже украинской, но PayPal уже работает там, а если не работает, то понятно почему», — говорит Кенигштейн.
Для выхода в публичную и политическую плоскость украинские активисты видят три возможности. Первая — запуск петиции на сайте Белого дома, которая должна собрать 100 000 подписей в течение месяца. «В этой петиции будет просьба разобраться с позицией PayPal в отношении Украины», — поясняет Кенигштейн.
Но собрать подписи ста тысяч украинцев на сайте американского президента задача не тривиальная. Поэтому, активисты хотят убедиться, что у этой идеи есть поддержка среди представителей малого и среднего бизнеса, «который пойдет и проголосует». Даже если удастся собрать не 100, а 60−70 тысяч подписей, это уже может привлечь очень большое внимание.
Еще одна возможность — президент украинский. Илья утверждает, что Порошенко «знает про проблему PayPal», так как получил письмо активистов, переданное несколько недель назад. Президент поручил заниматься этим проектом Дмитрию Шимкиву, что, безусловно, «очень позитивный шаг».
Третья опция, которую обсуждают активисты, — это выход в американскую прессу. «Мы хотим опубликовать статью в издании уровня Wall Street Journal, в которой тоже озвучить проблему. Чтобы поднять это на уровень глаз PayPal. Возможно, это тоже каким-то образом изменит ситуацию и позицию этой компании в отношении нас. Потому что если не помогают прямые переговоры с представителями PayPal на уровне глобального совета директоров, то, наверное, нужно выходить на политиков. На политиков не наших, а американских, потому что это все-таки американская компания», — рассуждает Кенигштейн.
«На мой взгляд, нам нужно просто идти работать. Должен быть четкий бизнес-кейс. Да, есть восприятие страны и фрод в стране достаточно высокий, доходы населения и ВВП не самые высокие. Мы страна с открытой, но маленькой экономикой. Для бизнес-кейса PayPal, наверное, не хватает каких-то вещей. Конечно, политика здесь включается, но нужно понимать, что необходимо развивать экономику. PayPal и сам будет драйвером для малого и среднего бизнеса, который поможет им с точки зрения экспорта», — резюмирует Рашкован.